На Востоке все сущее делят на пять элементов-стихий. Зависимость между ними такова: Дерево рождает Огонь, Огонь согревает Землю, Земля рождает Металл, Металл - Воду, а Вода питает Дерево. Есть и обратная связь: Дерево истощает Землю, Земля впитывает Воду, Вода гасит Огонь, Огонь плавит Металл, Металл режет Дерево. В каждом человеке с рождения присутствуют все стихии, при этом одна всегда доминирует. Опираясь на сильную, необходимо развить слабые. На пентаграмме
— схема взаимодействия элементов. Каждый предыдущий знак является для последующего материнским — подпитывающим, каждый следующий — «детским», забирающим. Качествам, присущим противоположной стихии (Огонь — Металл, Металл — Дерево, Вода - Огонь, Дерево - Земля, Земля - Вода), необходимо учить. По внешности и чертам характера определи сильную стихию ребенка!
Жаркий Огонек
Характер: его привлекает все, что дает очередную порцию впечатлений. Свойство Огня - яркость, ребенок «зажигает» коллектив, становится лидером, но на короткое время. Он горячий, увлекающийся, но... очень поверхностный. По темпераменту — холерик. Его любимые слова: «красиво», «необычно», «посмотри туда». Он терпеть не может ровного течения жизни, всегда норовит как-то себя развлечь. Его девиз — жить без остановок.
Сильные стороны: огромный творческий потенциал, способность легко генерировать идеи, умение рисковать.
Слабые стороны: нежелание себя контролировать, привычка разбрасываться обещаниями, поверхностность.
Способ взаимодействия: Огонь все время надо «зажигать»: давать ему пишу для впечатлений. Чтобы направлять его силу в нужное русло, с ребенком следует правильно говорить, то есть на его языке — эмоций и образов. Используй прилагательные и сравнения, говори с четкими интонациями, эмоционально: «Как красиво будет то, что ты сделаешь!», «Как все будут рады!». И тогда он тебя услышит! Если необходимо подпитать стихию Огонька (ребенок потерял интерес к тому, что его раньше увлекало), разговаривай с ним, используя фразы Дерева. Если распустился — оперируй фразами Земли. Ребенка нужно учить придерживаться общепринятых рамок, соблюдать законы — то есть развивать свойства Металла.
Мягкая Земля
Характер: этот малыш - гениальный коммуникатор. Он никогда не нанесет вреда другому человеку и нередко от этого страдает сам. У такого ребенка низкая самооценка, еще он боится перемен. С ним надо говорить подробно: сначала сделаем это, потом - то... У малыша-Земли должен быть долгосрочный план на жизнь, в которой он будет полезным другим людям!
Сильные стороны: послушен, дорожит мнением окружающих, альтруист.
Слабые стороны: не уверен в себе, плохо запоминает. Коллективист, никогда не будет лидером. Хорошо разбирается в других, при этом ничего не зная о себе.
Способ взаимодействия: с Землей нужно договариваться—с самого раннего возраста, делать акцент на «ты», а не на «мы». Чтобы убедить в чем-то ребенка постарше, используй причинно-следственные связи «Если ты не начнешь убирать свои вещи, то со временем будет большой беспорядок...» Когда Земле плохо, она начинает много кушать. Стабилизировать стихию можно с помощью фраз, которыми говорят с Огнем. В тех случаях, когда Земля становится непослушной, нужно обратиться к фразам Металла - апеллировать к порядку и правилам. Землю нужно учить свойствам Воды: смотреть на себя, воспитывать лидерские качества и самодостаточность.
Металл-консерватор
Характер: эти дети консервативны. У них в крови — желание соблюдать нормы и правила. Они всегда кладут пижаму в определенное место, очень аккуратны. Если положено ложиться в десять, их не завлекут мультики. Не любят беспорядка и спонтанности. Когда такому ребенку говоришь: «А вдруг тебе придется это сделать», слово «вдруг» выбивает его из колеи.
Сильные стороны: собранность. Любят командовать, хотят, чтобы все остальные соблюдали правила.
Слабые стороны: эмоциональная холодность, зажатость, неумение общаться.
Способ взаимодействия: разговаривая с ребенком-Металлом, апеллируй к правилам: «Ты же знаешь, как нужно поступать», «Законы (общества, природы, нашей семьи) таковы, что...». Чтобы он правильно тебя понимал, все время резюмируй: «итак», «на основании того», «подведем итоги». Ребенка необходимо учить свойствам Дерева: бороться за место в коллективе. Иногда аккуратность Металла переходит все границы. В этом случае необходимо обратиться к фразам Воды. Например, таким: «А для чего ты это делаешь?»
Любознательная Вода
Характер: задает вопросы по делу и нет. «Зачем ты открыла шкаф? Что ты сейчас будешь делать?» — он во всем старается докопаться до сути. С Водой нельзя говорить полунамеками. Пока он не разберется, не отстанет — либо попытается сам найти ответ.
Сильные стороны: умение анализировать, развитая интуиция, отличная память, хорошее внимание. Этого ребенка сразу нужно обучать правильно: в отличие от Огня, переучить Воду сложно.
Слабые стороны: погруженность в себя мешает малышу видеть мир. Он не понимает, что такое играть — это его просто не интересует. Вода терпеть не может участвовать в соревнованиях.
Способ взаимодействия: ребенок легко воспринимает фразы «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Строй речь, применяя выражения: «для нас», «для всех», «для мамы с папой», «для семьи», «для твоих друзей». Если ребенок погрузился в себя, разговаривай с ним фразами Металла. Воспитывай в Воде качества Огня — жизнерадостность, легкость восприятия, чтобы малыш ощущал полноту жизни.
Дерево-командир
Характер: главная черта Дерева — стремление к лидерству. Ребенок, как правило, плохо учится: много сил уходит на борьбу с окружающими. Этот малыш терпеть не может рамок и ограничений.
Сильная сторона: умеет брать на себя ответственность, знает, что надо делать — ему не нужно подробно пояснять и рассказывать.
Слабая сторона: в отличие от Металла, он контактный но его цель - подчинить собеседника. Это самые конфликтные и непослушные дети.
Способ взаимодействия: учи его ставить цели и преодолевать трудности: «Нам это надо для того, чтобы...» Стимулируй его к действиям, употребляя слова и фразы: «ты», «для тебя», «я хочу, чтобы ты...», «ты должен...». Дерево — демонстратор. В плохом настроении ребенок валяется на диване и ничего не делает. В этом случае с ним нужно общаться фразами Воды. Если ребенка нужно слегка осадить, обратись к фразам Огня. Учи Дерево общению с людьми - свойствам Земли.
|